Размер шрифта:

Цвет фона:

Изображения:

вкл
выкл

Моторостроительный завод № 19 им. Сталина

Одним из крупнейших промышленных предприятий Перми в годы Великой Отечественной войны был Моторостроительный завод № 19 им. Сталина (ныне АО «ОДК-Пермские моторы»). 

Потребность в авиационных моторах с первых дней Великой Отечественной войны была значительной, с июня по декабрь 1941 г. завод № 19 был единственным предприятием в СССР, продолжавшим серийный выпуск авиационных моторов. Остальные заводы в это время находились в состоянии эвакуации. 

В первые месяцы войны на площадке завода было размещено оборудование и рабочие 8 заводов-смежников, эвакуированных из Москвы, Харькова, Днепропетровска, Ленинграда, 2 конструкторских бюро. В короткое время все прибывшее оборудование было введено в строй. За счет прибывших предприятий производственно-техническая база завода № 19 расширилась на 65% к довоенному уровню.

В 1941 г. завод № 19 начал выпуск нового мотора воздушного охлаждения М-82, в основе конструкции которого лежала принципиально новая схема – двухрядная звезда. Мотор М-82 был установлен на истребитель Ла-5. Проверка в боевых условиях показала, что этот двигатель воздушного охлаждения был более надежным, чем двигатели водяного охлаждения: продолжал работать даже после попадания снаряда в некоторые его детали.

Мотор М-82 был разработан опытно-конструкторским бюро завода № 19 под руководством главного конструктора А.Д. Швецова. К концу 1942 г. инженеры КБ завершили работу над модифи¬кациями М-82Ф и М 82ФН. Двигатели, разработанные А.Д. Швецовым, настолько хорошо показали себя в боях, что в 1944 г. маркировка «М» была заменена на «АШ» – Аркадий Швецов.

В 1943 г. за создание мотора АШ-82 опытно-конструкторское бюро завода № 19 было награждено орденом Ленина.

В мае 1942 г. директором завода № 19 был назначен А.Г. Солдатов. Новый директор усовершенствовал организацию работы предприятия. У подчиненных он поощрял четкость, дисциплину, ответственность, инициативу. Под его руководством завод № 19 освоил и серийно выпускал авиационные моторы АШ-82, АШ-82Ф, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-62ИР. Двигатели стояли на боевых самолетах Ла-5, Ла-7, Ту-2, ЛаГГ-3, Пе-8, Су-2.

Чтобы не зависеть от поставщиков на заводе № 19 было налажено производство станков и сложных деталей, осваивались новые технологии. Отдел ремонта и эксплуатации обеспечивал бесперебойную работу моторов на боевых самолетах, восстанавливая поврежденные двигатели непосредственно на фронте – по 130-150 двигателей в месяц.

Заводом № 19 за годы войны было произведено более 31 тыс. моторов, что составляет 15% от общего количества авиамоторов, выпущенных в те годы в СССР.

В годы Великой Отечественной войны значительно изменился состав рабочих завода. Ушедших на фронт рабочих-мужчин заменили женщины и подростки. В годы войны на заводе работали более 7 тыс. подростков. Увеличился рабочий день, нормы выработки.

Коллектив завода включился в движение фронтовых бригад. Для его получения необходимо было не только перевыполнять производственные задания, но и активно участвовать в общественной жизни.

В цехах появились «двухсотники», работавшие за себя и ушедшего на фронт товарища. Перевыполнение плана на 300–400% стало нормой. Включившись в 1942 г. во Всесоюзное социалистическое соревнование, некоторые рабочие завода перевыполняли дневной план более чем на 600%. Среднее выполнение норм составляло 144%.

Завод № 19 в 1942 г. 7 месяцев подряд становился победителем во Всесоюзном соревновании за переходящее Красное знамя ГКО среди предприятий отрасли. Всего в годы войны завод № 19 получал переходящее Красное знамя ГКО 19 раз. В 1945 г. переходящее Красное знамя ГКО было оставлено коллективу на вечное хранение. За годы войны 359 работников завода были награждены орденами и медалями. В 1945 г. за образцовое выполнение заданий правительства по производству моторов завод № 19 был награжден орденом Красного Знамени.

Современный объект:

АО «ОДК-Пермские моторы»

На карте

Информация об объекте