Размер шрифта:

Цвет фона:

Изображения:

вкл
выкл

Завод № 33

В первые месяцы Великой Отечественной войны карбюраторных заводов в СССР было два – московский завод № 33 и пермский завод № 339, который строился как дублер московского. 

Вопрос об эвакуации московского завода № 33 на Урал начал решаться в первые дни войны. В октябре 1941 г., когда немецкие войска приблизились к столице, было принято решение о немедленной и полной эвакуации завода № 33 и опытно-конструкторского бюро. Эвакуируемый завод должен был разместиться на территории завода № 339. Заводы № 33 и № 339 объединялись в одно предприятие, получившее номер 33 (ныне АО «ОДК-СТАР»). Директором его стал А.Г. Солдатов. К моменту прибытия последнего эшелона с оборудованием и рабочими завод в Перми уже приступил к производству агрегатов. В период войны завод № 33 был единственным в стране заводом по выпуску авиационных агрегатов.

Первоочередной задачей коллектива завода стало увеличение выпуска боевой техники на имеющихся мощностях. Требовались новые технические и технологические решения. Принципиально новым шагом в технологии производства стало кокильное литье корпусных изделий, переход на накатку резьб и холодную высадку деталей на прессе.

Особое место в организации производства заняло внедрение конвейерного и поточного метода. Уже в апреле 1942 г. конвейер был применен на сборке одного из самых массовых агрегатов – К-105. В результате производство К-105 было увеличено в два раза. В 1944 г. на конвейер поставили производство другого изделия - К-107. 

В 1941–1943 на заводе были окончательно доработаны и освоены технологически АК-82БП, АК-88Б, а также вновь сконструированы и введены в серийное производство АК-107А, в опытное - ВК-82.

В июле 1943 г. на заводе был создан филиал опытного конструкторского бюро, который проводил работу по инженерному обеспечению выпуска серийных агрегатов. Пермяки самостоятельно выполнили ряд разработок новых конструкций деталей, узлов и агрегатов: РПД-82, К-14В, КМП-100.

Агрегаты из Перми использовались в моторах, которые стояли на бронированных штурмовиках ИЛ-2, знаменитом истребителе ЯК-3, ЛА-5 и ЛА-7, пикирующих бомбардировщиках ПЕ-2, тяжелых бомбардировщиках ИЛ-4.

За годы войны советская промышленность дала фронту более 136 тыс. 800 боевых самолетов. Все они были оснащены карбюраторами, сошедшими с пермского конвейера – их было выпущено 1 млн. 107 тыс. штук.

Коллектив рабочих завода состоял из уроженцев разных городов страны. Кроме пермских рабочих, эвакуированных рабочих из Москвы, на завод были направлены две тысячи учащихся ремесленных училищ из Москвы, Киева, Харькова, более 200 девушек из Вологодской области. При заводе организовали ремесленное училище, но учиться подросткам пришлось в цехах, за станками. Наравне со взрослыми рабочими, они должны были выполнять норму производства. 

30 июня 1941 г. 400 человек студентов и преподавателей Пермского авиационного техникума тоже были мобилизованы на завод. Именно из них сформировался основной костяк младшего инженерно-технического персонала.

Коллектив завода № 33 в военные годы практически полностью состоял из молодежи, и в городе его часто назвали «молодежным заводом».

На заводе № 33 работало более сотни фронтовых бригад. Их лозунгом стал: «Работать за себя и за товарищей, ушедших на фронт». 

В марте 1942 г. заводу № 33 было присуждено второе место среди промышленных предприятий Перми в соревновании с бойцами Северо-Западного фронта. В июле того 1942 г. – третье место во всесоюзном соревновании предприятий Наркопромавиа. В 1944 г. коллектив завода дважды занимал второе место среди предприятий авиационной промышленности.

За образцовое выполнение задания правительства по выпуску агрегатов для боевых самолетов в 1945 г. завод № 33 был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Современный объект:

АО «ОДК-СТАР»

На карте

Информация об объекте