С началом войны дорогу захлестнули потоки поездов с запада с эвакуированными, с востока – воинские перевозки на запад. К декабрю Пермская железная дорога была забита поездами и стала практически непроезжей.
Уже 24 июня 1941 года был введен военный график движения поездов. «Задыхалась» станция Пермь-2, держала поезда на подходах, не справлялась с формированием поездов и пропуском транзитных поездов. Нужно было беспрепятственно пропускать санитарные поезда. Первый эшелон с ранеными прибыл в Пермь 20 июля 1941 года.
28 ноября 1941 года вышло постановление № 1199 Молотовского облисполкома и бюро обкома ВКП(б) о продвижении проходящих эшелонов с эвакуированным населением. В целях разгрузки станции Пермь-2 поезда, направляемые по горнозаводской железной дороге, продвигать без остановки до станции Пермь-1, а эшелоны, следующие в адрес заводов г. Молотова продвигать безостановочно до пунктов их разгрузки. Положение улучшилось только со второй половины 1942 года.
В сентябре на вокзале, в здании начальника станции, начал действовать эвакопункт по приему и размещению эвакуированного населения. За время войны эвакопункт принял 1382 эшелона и обслужил 1 миллион 416 тысяч человек, в том числе 379 тысяч ленинградцев.
На вокзале был развернут агитпункт, налажена справочная служба, организовано бесперебойное снабжение эшелонов с эвакуированными хлебом и горячей пищей. За первые 5 месяцев войны прочитано 894 докладов и лекций, систематически проводились беседы. Ежедневно имелись свежие газеты, организована бесперебойная работа радио. Для проходящих воинских составов за 5 месяцев было дано 348 концертов, показано 362 кинокартины.
Агитпункт на станции Пермь II считался одним из лучших на Урале.
Уже 24 июня 1941 года был введен военный график движения поездов. «Задыхалась» станция Пермь-2, держала поезда на подходах, не справлялась с формированием поездов и пропуском транзитных поездов. Нужно было беспрепятственно пропускать санитарные поезда. Первый эшелон с ранеными прибыл в Пермь 20 июля 1941 года.
28 ноября 1941 года вышло постановление № 1199 Молотовского облисполкома и бюро обкома ВКП(б) о продвижении проходящих эшелонов с эвакуированным населением. В целях разгрузки станции Пермь-2 поезда, направляемые по горнозаводской железной дороге, продвигать без остановки до станции Пермь-1, а эшелоны, следующие в адрес заводов г. Молотова продвигать безостановочно до пунктов их разгрузки. Положение улучшилось только со второй половины 1942 года.
В сентябре на вокзале, в здании начальника станции, начал действовать эвакопункт по приему и размещению эвакуированного населения. За время войны эвакопункт принял 1382 эшелона и обслужил 1 миллион 416 тысяч человек, в том числе 379 тысяч ленинградцев.
На вокзале был развернут агитпункт, налажена справочная служба, организовано бесперебойное снабжение эшелонов с эвакуированными хлебом и горячей пищей. За первые 5 месяцев войны прочитано 894 докладов и лекций, систематически проводились беседы. Ежедневно имелись свежие газеты, организована бесперебойная работа радио. Для проходящих воинских составов за 5 месяцев было дано 348 концертов, показано 362 кинокартины.
Агитпункт на станции Пермь II считался одним из лучших на Урале.
Современный объект:
ОАО «РЖД» железнодорожный вокзал «Пермь-2»Источники:
- Дементьев Б. П. Труд уральцев в годы Великой Отечественной войны: историко-статистический очерк // Страницы истории Урала: сб. ст. и информ. материалов. Вып. 2 . - Пермь, 1995. - С. 101-115.
- Литовченко, Г. А. Полвека работы, поисков и свершений пермских железнодорожников - Пермь: [б. и.], 1996. - 143 с.
- Пермский край в Великой Отечественной войне: сборник документов / Пермский государственный архив социально-политической истории; [редакционная коллегия: С. В. Неганов и др. ; научный редактор Л. А. Обухов]. - Пермь : [б. и.], 2018 (Уральский рабочий). – 510 с.